16.07.2020 13:19
Аналитика.
Просмотров всего: 6869; сегодня: 1.

Вакантность на центральных улицах Москвы составила 7,5%

Вакантность на центральных улицах Москвы составила 7,5%

По итогам I полугодия 2020 г. средний уровень вакантности на центральных улицах Москвы увеличился за 12 месяцев на 2,2 п.п. (7,5% в I полугодии 2020 г. против 5,3% в I полугодии 2019 г.), а за квартал — на 1,1 п.п. (7,5% во II квартале 2020 г. против 6,4% в I квартале 2020 г.).

Рост доли свободных помещений был зафиксирован на центральных торговых улицах (8,3% против 4,2% в I полугодии 2019 г.), на Бульварном кольце (8,3% против 6,6% в I полугодии 2019 г.) и на Патриарших прудах (6,3% против 6,1% в I полугодии 2019 г.). На Садовом кольце и на пешеходных улицах уровень вакантности за год снизился на 0,9 п.п. и 0,8 п.п. соответственно по сравнению с концом июня 2019 г.

В целом рост вакантности в I полугодии 2020 г. произошел за счет закрытия магазинов, которые были неэффективными либо не смогли пережить возникшие форс-мажорные обстоятельства. Помимо магазинов закрывались точки общественного питания, которые в период самоизоляции могли работать только навынос. Отделения банков из-за перевода услуг в онлайн также продолжали сокращать свое присутствие в центральных локациях. Сувенирные лавки тоже стали закрывать свои магазины в центре столицы в связи с уменьшением туристического потока из-за эпидемиологической обстановки по всему миру.

Лариса Еремина, заместитель директора департамента стрит-ритейла Colliers International: «Сектор стрит-ритейла более чувствителен к изменениям, нежели другие сектора коммерческой недвижимости, но тем не менее он гораздо быстрее может адаптироваться к изменениям и быстрее восстановиться. На сегодняшний день большинство участников рынка начинают адаптироваться к новым реалиям, данный шаг поможет им увидеть новые возможности на центральных улицах Москвы. В результате ритейлеры смогут постепенно вернуться к планам развития. Помимо этого, освобождаемые неэффективными бизнесами площади будут занимать продуктовые сети и общепит. Количество новых международных брендов будет ограничено в стрит-ритейле, но рынок останется динамичным, чему будет способствовать развитие новых концепций существующими на рынке ритейлерами и наличие помещений, предлагаемых на привлекательных условиях».

С точки зрения возможности сохранить арендуемые площади в активе наибольший урон эпидемиологическая обстановка нанесла сегменту общественного питания. Доставка еды через посредников и предоставление услуги самовывоза не смогли обеспечить стабильный доход общепиту, который присутствовал ранее; многие ресторанные сети сообщили, что займутся оптимизациями своих сетей и пересмотрят бизнес-модель развития. Отчасти подобное положение иллюстрирует и динамика закрытий на центральных коридорах Москвы — на заведения общественного питания пришлось 42% от общего количества всех закрытий во II квартале 2020 г. 12% закрытий пришлось на сферу банков и финансовых услуг, активно переводящих свои сервисы в онлайн.

Коммерческие условия

Увеличение уровня вакантности и появление нового числа свободных качественных помещений под общепит и магазины различных профилей сказываются на динамике ставок аренды. Во II квартале 2020 г. ставки аренды на ряде центральных торговых коридоров и пешеходных улиц имеют разнонаправленную динамику. Так, во II квартале 2020 г. верхний диапазон ставок увеличился на Тверской (28%), Кузнецком Мосту (25%), Новом Арбате (9%), Арбате (2%) по сравнению с показателями в I квартале 2020 г.

Нижний диапазон, напротив, снизился в Столешниковом переулке (10%), на Тверской (9%), Петровке (24%), Мясницкой (28%), Новом Арбате (18%), Арбате (13%). Такое увеличение/снижение связано в первую очередь с появлением на рынке новых предложений, как дорогостоящих, так и наоборот, например на Тверской ул., д. 6, стр. 1 (150 м²), Кузнецком Мосту, д. 18/7 (107 м²), Пятницкой ул., д. 54, стр. 1 (108 м²), Петровке, д. 21, стр. 1 (286 м²) и др.

Арендные ставки на центральных улицах Москвы, руб./ м² /год 

 

I кв. 2020

II кв. 2020

 

ставка min

ставка max

ставка min

ставка max

Столешников пер.

180 000

251 000

162 000

251 000

Тверская ул.

65 000

110 000

59 000

152 000

Кузнецкий Мост ул.

129 000

176 000

130 000

236 000

Петровка ул.

68 000

135 000

52 000

135 000

Мясницкая ул.

86 000

138 000

62 000

124 000

Б. Никитская ул.

70 000

133 000

70 000

129 000

Новый Арбат ул.

65 000

125 000

53 000

138 000

Пятницкая ул.

58 000

75 000

66 000

75 000

Арбат ул.

70 000

133 000

61 000

135 000

Открытия

Во II квартале 2020 г. было отмечено небольшое число открытий в связи с ограничениями по Covid-19, преимущественно из сферы общепита. Правда, только одно (бар Underdog) из трех открытий имеет полноформатное заведение, два остальных функционируют в формате корнера на Усачевском рынке (бар Unico) и навынос (творческое объединение S11 во главе с создателем клуба «Солянка» Романа Бурцева — Two One Food Religion).

В целом период самоизоляции подтолкнул многих ритейлеров начать сотрудничество с другими категориями арендаторов, которые могут быть не взаимодополняющими. Знаковыми в период Covid-19 в России стали партнерства ритейлеров электронной и бытовой техники и продуктовых сетей. Розничная сеть DNS, один из крупнейших продавцов электроники и бытовой техники в России, объявила о соглашении с X5 Retail Group: дочерняя структура компании 5Post начала доставлять заказы из интернет-магазина DNS в собственные постаматы, расположенные в магазинах «Пятерочка». На данный момент сложная эпидемиологическая обстановка бросает вызов рынку, и многие компании начинают взаимодействовать и формировать работающую инфраструктуру, способную выдержать пиковые нагрузки и предоставить покупателям максимально качественный сервис. Помимо сотрудничества с DNS компания X5 Retail Group объявила о запуске сервиса доставки интернет-заказов из «М.Видео» и «Эльдорадо». На первом этапе проект реализован в Москве и Подмосковье, где заказы доставляются более из чем 2 000 пунктов выдачи и постаматов в магазинах торговой сети «Пятерочка».

На помощь ресторанам и кафе в период ограничительных мер пришли как крупные операторы онлайн-доставок еды (Delivery Club и «Яндекс.Еда»), так и продуктовые ритейлеры. Совместными усилиями фуд-ритейлеры «Вкусвилл», «Перекресток» и «Лента» объединились с ресторанами и кафе в формате mixed-сотрудничества. Теперь на прилавках продуктовых магазинов посетитель может взять готовую продукцию заведений общепита, таких как «АндерСон», рестораны сети Novikov Group, Oisii, «Рецептор», «Шоколадница» и др. Помимо этого, партнеры сами берут на себя всю коммуникацию с покупателями и также обеспечивают доставку.







Ньюсмейкер: Colliers International — 96 публикаций
Сайт: www2.colliers.com/ru-RU/News/Moscow/20200716_Street-retail_Colliers
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...