Сегодня суббота, 19.06.2021: публикаций: 2183
14.12.2016 19:25
Аналитика.
Просмотров всего: 4586; сегодня: 1.

Пять тенденций рынка коммерческой недвижимости в 2016 году

Пять тенденций рынка коммерческой недвижимости в 2016 году

Эксперты ГК «Экоофис» подвели итоги 2016 года на рынке коммерческой недвижимости и выделили пять основных тенденций, под влиянием которых развивался торговый и офисный сегмент.

Рост заполняемости офисов

По мнению собственника ГК «Экоофис» Андрея Ковалева, главный итог уходящего года – офисный рынок прошел дно. «Могу констатировать, что в течение всего года, начиная с января месяца, Весь год, самого первого месяца, количество арендуемых площадей во всех наших объектах неизменно оказывалось больше освобождаемых. Да, ротация арендаторов продолжалась, многие компании в силу финансовых проблем отказывались от аренды или от части офиса. Однако, сдавалось при этом еще больше. В результате к концу года на трех наших объектах – БЦ Экоофис на Тверской, бизнес-парки Дербеневский и Соколиный дворик - оказались заполнены все 100% площадей.»

При этом постепенный рост заполняемости наблюдается не только в офисах среднего класса. «Сейчас и в премиальных проектах удается сдать площади, которые до этого пустовали длительное время. Например, я знаю, что недавно арендовали офисы в Москва Сити, которые до этого безуспешно пытались сдать в течение двух лет. Причем арендная ставка составила 48000 руб/кв м/год,» - добавляет Андрей Ковалев.

Ротация арендаторов в более просторные офисы

Одной из главных тенденций на рынке офисной недвижимости в 2016 году стало увеличение занимаемых арендаторами площадей. В данном случае речь идет, прежде всего, о бизнес-центрах среднего ценового сегмента – В класс. Начиная с осени 2014 общий объем свободных офисных площадей только возрастал: в связи с наступлением кризиса многие компании оптимизировали расходы и переезжали в более компактные помещения. Но уже с начала этого года ситуация начала постепенно меняться с точностью наоборот. Объемы сданных в аренду площадей стали превышать количество освободившихся офисов в связи, с чем вакансия начала медленно, но с каждым месяцем более уверенно сокращаться. «Дело в том, что к этому моменту многие компании уже успели подстроиться к текущему низкому спросу и найти для себя более востребованные направления и новые рынка сбыта, – рассказывает Андрей Ковалев. – Поэтому они начали расширять свой штат и выделять более солидные суммы на аренду офиса и переезжать в просторные офисы. Поэтому главной задачей управляющих компаний в 2016 году было создать такие комфортные условия для арендаторов, чтобы они «расширялись» исключительно в пределах того же офисного центра.»

При этом коммерческий результат стоил затраченных усилий. По официальным данным компании в ноябре 2016 года в ряде объектов не осталось свободных площадей.

Запуск МКЦ как импульс формированию нового торгового кольца

Одним из ключевых событий для столицы в этом году стал запуск движения по Московской центральной кольцевой железной дороге (МЦК), которая, по сути, стала новой веткой метро. По мнению экспертов ГК «Экоофис», это, в свою очередь, способствовало не только улучшению транспортной доступности некоторых районов города, но и дало импульс для развития торговой недвижимости на территориях, расположенных в шаговой доступности от станций МЦК. За счет трафика пассажиров, ежедневно использующих кольцевую железную дорогу для поездок на работу и учебу, увеличилась посещаемость близлежащих торговых центров и объектов стрит-ритейла. В итоге малоликвидные ТЦ получили «вторую жизнь», а успешные объекты смогли сократить до минимума вакансию и начали строить планы по расширению. «К примеру, мы на территории нашего ТЦ «Подсолнухи», расположенного на выходе из станции МЦК «Бульвар Рокоссовского» разместили небольшой крытый фермерский рынок, в дальнейших планах –строительство еще нескольких объектов стрит-ритейла», – говорит Андрей Ковалев. В среднесрочной перспективе, по мнению экспертов ГК «Экоофис», на свободных и пригодных для застройки территориях вблизи станций МЦК может появиться значительное число торговых объектов, которые вместе с уже существующими ТЦ сформируют новое «торговое кольцо Москвы».

Оживление неформатных торговых центров

На фоне общего снижения посещаемости торговых центров в целом, небольшие неформатные ТЦ, расположенные в шаговой доступности у метро, преимущественно в спальных районах столицы, напротив, «чувствовали» себя достаточно хорошо. В первую очередь этому способствовали три волны сноса торговых павильонов, признанных столичными властями самостроем. Бывшим арендаторам данных объектов пришлось искать альтернативные варианты и наиболее подходящим из них стали неформатные районные ТЦ в шаговой доступности от станций метро. В отличие от концептуальных молов в них нет ограничений по составу арендаторов, а поэтому снять помещения там могут несетевые ритейлеры и даже небольшие ИП. Кроме того, в неформатных ТЦ предлагаются площади мелкой «нарезки», которые наиболее востребованы данной категорией арендаторов, даже по более низким, чем в снесенных павильонах ценам. Помимо этого, подходят им подобные объекты и по «формату». Основу торговой галереи в данных ТЦ составляют различные магазины с товарами первой необходимости, на чем собственно и специализировались арендаторы из снесенных павильонов. Поэтому многие неформатные ТЦ в этом году смогли сократить до минимума долю вакантных площадей и получили новые ресурсы для дальнейшего развития.

Уверенный рост доли новых форматов

Кризис вынудил всех игроков рынка искать новые пути для развития бизнеса. В 2016 году окончательно оформились сразу несколько новых «веток» развития проектов в области коммерческой недвижимости.

Многие крупные торгово-развлекательные центры фактически превратились в развлекательно-торговые, где именно развлекательной сфере отводится роль якорных арендаторов. Торговые центры районного масштаба постепенно преобразовываются в «центры потребления»: помимо магазинов шаговой доступности и предприятий службы быта, там открываются отделения банков, туристические агентства, кабинеты стоматологии, салоны красоты, фитнес-центры. Некоторые риэлторские компании также открывают свои филиалы в торговых центрах в расчете на поток посетителей из прилегающих микрорайонов.

Наиболее громкий проект 2016 года в этом плане – реконструкция московских кинотеатров, которые планируется превратить в подобные центры. Однако, тенденция характерна и для уже действующих ТЦ, где подобная концепция формируется вследствие ротации арендаторов.


Ньюсмейкер: ГК Экоофис — 97 публикаций. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
Сайт: www.ecooffice.ru
Поделиться:
Ваше мнение
Как Вы относитесь к обязательной вацинации?
 За
 Против
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос

Интересно:

«СеллерМаркет» представил на ECOMExpo’21 собственное ИТ-решение
18.06.2021 12:15 Мероприятия
«СеллерМаркет» представил на ECOMExpo’21 собственное ИТ-решение
Единый личный кабинет продавца «LK.Market», позволяющий вести продажи сразу на более чем 30 маркетплейсах, представили на днях в Москве на ECOMExpo’21 (крупнейшая ежегодная выставка технологий для ecommerce и ритейла). Разработчиком продукта является татарстанская компания «СеллерМаркет»...
Цикл лекций «Адаптация: как мы реагируем на изменения»
17.06.2021 00:21 Мероприятия
Цикл лекций «Адаптация: как мы реагируем на изменения»
Цикл открытых лекций Московского института психоанализа «Адаптация: как мы реагируем на изменения».  Последний год заставил нас изменить не только привычки, но и отношение к различным аспектам  жизни. Стресс, связанный с пандемией; изменение привычного образа жизни; уход в...
В честь Дня России ОНФ в Мордовии поднял флаг на Сурском рубеже
11.06.2021 19:57 Мероприятия
В честь Дня России ОНФ в Мордовии поднял флаг на Сурском рубеже
В преддверии Дня России активисты регионального штаба Общероссийского народного фронта в Республике Мордовия провели торжественную церемонию поднятия государственного флага Российской Федерации на Сурском рубеже. На историческом месте, расположенном в Большеберезниковском районе, где в 1941-1942...
Господдержка и госзаказ прочно вошли в словарь МСБ
11.06.2021 16:53 Новости
Господдержка и госзаказ прочно вошли в словарь МСБ
Когда заходит разговор о поддержке малого и среднего бизнеса, обычно перечисляются льготы, предоставляемые государством. Но есть еще один механизм, который стал для небольших предприятий настоящим «окном возможностей», - это лояльный доступ к новым заказам. Точнее, к госзаказу. И на организованном...
Telegram 2021: аудитория, каналы, реклама
10.06.2021 16:33 Аналитика. Реклама
Telegram 2021: аудитория, каналы, реклама
Как дела у мессенджера после отмены блокировки, пандемии и резонансных событий во время американских выборов – команда Ex Libris собрала и проанализировала актуальные данные и цифры. В основу легли исследования TGstat, отчеты Global Digital и данные, которые Павел Дуров и команда Telegram...